неділю, 3 травня 2015 р.

Яровий А. Новоалександрівський НВК Олександрівської районної ради


  Яровой Андрій Романович,  Новоолександрівський НВК   
 
Событиям Второй мировой войны посвящается
Чтобы помнили   

  Война – это всегда горе и страдание, победы и поражения, героизм и предательство. Не обошли военные действия и мой родной край. Очень хочется рассказать о героизме наших жителей, о событиях, которые остались далеко в прошлом и только в памяти очевидцев да их детей, которые, слушая рассказы своих дедушек и бабушек, словно вместе с ними переживали прошлое.
Двенадцатого мая 1942 года началась Харьковская наступательная операция, но переход войск Юго-Западного фронта в наступление не стал неожиданностью для противника. Первоначальным успех, когда наступавшие даже не имели большого превосходства в силах и средствах, был временным, так как немцам удалось нанести ответный удар. Семнадцатого мая в четыре часа утра армейская группа «Клейст», в которую входили две танковые, одна моторизованная и восемь пехотных дивизий, начала атаку из района Славянск – Краматорск – Александровка, а четырнадцатая танковая дивизия фашистов наносила удар из района Александровки на север в направлении Барвенково. Бой в районе Новоалександровки окончился к полудню. Ещё слышны были орудийные залпы, а по селу уже промаршировала колонна немцев.
Лиза Корниенко (ф. 1) прошмыгнула мимо оторопевшей матери через зеленеющий огород, пригнувшись, побежала к балке, где ещё недавно кипел бой. Первое, что бросилось в глаза – наклонившийся немецкий танк с перебитой гусеницей. Лиза минула танк и… замерла. Приглушенный стон раздавался совсем рядом. Там, раскинув руки в потемневшей от крови гимнастерке, лежал солдат, Лиза поняла, что сама не справится, нужно бежать за подмогой.
Она вернулась в балку вместе с односельчанами, и все вместе вынесли из поля боя раненных солдат. Всех снесли в избу к бабе Насте, у которой было четыре дочери. Но что делать дальше люди не знали. Нужно было чем-то лечить раненных и спрятать их от немцев и полицаев.
Полина Бербенко  (ф. 2)  в то время будучи ещё совсем девченкой, окончившей перед войной сестринско- акушерскую школу в Барвенково, первой предложила свою помощь и понеслась к Тихону Васильевичу Сукову (ф. 3), который отслужил срочную до войны санинструктором и работал в селе ветеринаром. Он был человек с опытом и мог помочь. Когда Тихон Васильевич услышал о том, что нужна его помощь, ни минуты не колеблясь, побежал вместе с Полиной к избе с раненными. Он всего на минуту растерялся, увидев всех в крови солдат, раны которых начали гнить от жары и грязи, он понимал, что малейшее промедление грозит трагическим исходом. Для обработки ран и перевязок использовали собранные по селу йод, марганец, порванные на банты чистые простыни и рубашки. Полина Бербенко была первой помощницей у Тихона Васильевича, она промывала раны, делала перевязки. Этот дом в селе тайно называли подпольным «госпиталем» (ф. 5). Тихон Васильевич, взявший на себя обязанности главного врача госпиталя, каждый день, рискуя жизнью, делал обход.
Аня Осадчая (ф. 6) заготавливала продукты и варила еду. С продуктами было сложно, но люди и это преодолевали: по установившейся очереди с каждой хаты передавали кто что мог раненным солдатам. Лиза Корниенко была заботливой хозяйкой – по ночам стирала и сушила бельё и бинты, чтобы меньше кто видел. Баба Настя (Анастасия Никифоровна Дмитриева) была всегда начеку, она знала, что узнав немцы о том, что происходило в её хате, расстреляют всех. Поэтому решили призвать на помощь хитрость, и Полина на немецком языке на воротах написала слово «Тиф».
   Но однажды на подворье к Анастасии Никитовне (ф. 4)  пришли гитлеровцы и заставили её печь коржи. Хозяйка, не знавшая страха и полна ненависти к фашистам, не удержалась и крикнула: «Жрите, что б вы пропали!». Это было сказано так, что не нужно было переводить, и один из немцев ткнул автоматом в женщину, но в последний момент передумал, послушав местного старосту (Бербенко Григория Николаевича). Он, хоть и был старостой, но в том, что работал подпольный «госпиталь», была и его заслуга, пусть она и заключалась в молчании.
Осенью бойцы, которые выздоровели, начали уходить к линии фронта. По-мужски прощались с Тихоном Васильевичем, Полиной, Анастасией Никифоровной и её 13-ти летней дочкой Танюшей, всегда подбадривающей солдат, с Елизаветой Корниенко, Аней Осадчей, которые спасли им жизнь на оккупированной немцами территории.
Герои не умирают, они остаются жить в памяти тисячи сердец. И пускай мои односельчане не были солдатами, не воевали держа винтовку, но они не щадя своих жизней, спасали тех, кто имели гордое звание солдат, защитник, спаситель, наравне с ними наши простые люди сражались с жестоким врагом.

 Я хочу, чтобы помнили и никогда не забывали люди о тех, кто защищал нашу родную землю, кто дал нам жизнь под мирным небом… 

Немає коментарів:

Дописати коментар