неділю, 3 травня 2015 р.

Бережна В. Селидівська ЗОШ І-ІІІ ступенів № 2

Бережная Валерия
Общеобразовательная школа I-III ступеней №2 города Селидова
Образ второй мировой войны в сознании детей военного поколения
Ребенок войны. Сколько смысла в этих словах. Сколько горечи и страданий прячутся за ними. Война виной всем этим недосказанностям. Кто-то живет с испорченным детством, пережив множество страхов, не в силах стереть их из памяти, и рано повзрослев. Кто-то не помнит войны, ведь был слишком мал. К сожалению, перед ней все равны. Так и со мной.
Мне было чуть больше года, когда пришли известия об окончании войны. У меня остались на память от нее только шрам от осколка и рассказы матери. Мама. Она вырастила меня, сберегла в то ужасное время. В детстве я очень любил слушать эту безмерно добрую и самоотверженную женщину. Мы с братьями ее очень любили. Нас четверо – я не старший и не моложе всех – садились рядом с матерью и слушали. Чаще сказки, реже – о прошлом, войне, что безжалостно прошлась по нашей Родине.
Правда, рассказы в большинстве своем были шутливыми. Мама старалась в меру своих сил оградить нас от большинства напастей. Об одной такой истории, что была ею в подробностях рассказана, я помню до сих пор…
…Елизавете было сложно справляться в таких условиях, когда и муж на войне, и еды почти нет, а дома трое ребятишек сидят. Старшему, Пете, только семь, а Вова еще совсем маленький, годика не исполнилось. Денег практически и нет, да и тратить нет на что сейчас: еду выменять проще. А делать-то что-то надо!
Добросовестная мать семейства глупой не была, несмотря на то, что читала с трудом. Да и работала она в месте как нельзя более для ее целей подходящем, в колхозе.
Колхоз. Продукт коллективизации. Работаем все, на всех по специальным нормам зерно и другие продукты получаем. А сверх нормы – ни-ни! А захочешь сам взять: ни в мешке, ни горстями не вынесешь. Есть ли еще что-то лучшее и изощреннее не придумать. Ну а дальше дело фантазии и наглости.
Елизавета выход нашла. Довольно оригинальный. В мешке-то не утащишь, а вот если штаны снизу подвязать …
Вот она и подвязала. И набрала. И уже домой дошла почти, когда одна случайная встреча едва весь план и не сорвала: ей на встречу неотвратимо, как летняя гроза, двигался ни кто иной, как председатель колхоза. А она в штанах с зерном! А председатель-то - мужик умный, глупые люди на его месте не задерживались. И что ему ответить, как заметит? А ведь заметит то!
Мужик, подвид разумный, ее махинации заметил, да вот только понимающе улыбнулся и, посмеиваясь, пошел дальше. А Лиза? И Лиза пошла. Домой. Дети то ждут!..
… а вообще, детство у меня, не смотря на войну, было хоть и голодное, без сладостей, но занятное! Наверное, так сложилось из-за того, что мать часто была занята и оставляла меня, а потом и Пашу, на старших братьев. Петя и Коля нас развлекали, иногда в свои игры принимали. Хотя и страшные моменты были. Так, к примеру, решили они на тазике по речке поплавать и чуть годовалого меня там не утопили с этой злосчастной посудиной.

Мое сознательное детство было связано со временем после войны, ее саму я почти не помню. Но, хотелось мне этого или нет, напоминание о себе она оставила. Такой своеобразный подарок в виде шрама на голове… 

Немає коментарів:

Дописати коментар