неділю, 3 травня 2015 р.

Метик С. Селидівська ЗОШ І-ІІІ ступенів № 2

Метик  Софья
Селидовская общеобразовательная школа№2

Образ второй мировой войны в сознании детей военного поколения

Вторая Мировая война. Одно из самых трагических событий ХХ века.  Каждый из нас о ней слышал. В каждой семье, в каждом доме, в  сознании каждого, она оставила свой несмываемый след. Всем известен тот факт, что жители нашей страны  во время войны и после, проявляли необыкновенную стойкость и силу духа, защищая свою Родину.
Учитывая актуальность проблемы, я решила расширить свои знания о Второй Мировой войне на примере конкретно взятой семьи. С помощью устных исторических источников я познакомилась с состоянием образования, условиями работы и быта.
Оказалось, что мои родители, бабушка и дедушка родились уже после этих ужасных событий. Но мой прадед, Александр Константинович Масло, был их участником. Защищая нашу Отчизну, он получил множество наград, орденов и благодарностей.. Наша семья  их бережно хранит и ценит, передает из поколения в поколение. После ранения  в ногу, мой прадед стал инвалидом войны.
К большому сожалению, мой прадед не дожил до этого великого момента - 70-летия Победы над фашистским захватчиком.
  Моя прабабушка, София Григорьевна Бондаренко, 1924 года рождения, пережила весь этот ужас в подростковом возрасте. Она много мне рассказывала из своих воспоминаний. Некоторыми  я хочу поделиться.
Из воспоминаний Софии Григорьевны: «Родилась я в Харьковской области. С родителями переехали в Макеевку в 1940 году. В 41-м я закончила 9 классов. И тут пришла война. В основном от людей все скрывали, поэтому мы узнавали все по факту. Отца и старшего брата забрали в армию. Я с матерью и младшим братиком Богданом, на тот момент ему было 11 лет,  остались одни. Во время войны переехали в совхоз «Донбасс». Выжить можно было только в селе. Были колхозы. Все уезжали из города в село, чтоб работать на земле и выращивать еду самим. Школы не работали, поэтому дети шли на подработки, чтобы получить  кусок хлеба.  Малолетним  давали только подметать помещения и  крутить веялки. Не до игр им было, но тем не менее и на игры время находили. Играли в салочки, прятки, « Панаса ». Мальчики бегали с палками и говорили, что они солдаты и нас всех будут защищать. Дети, которые получили хоть какое-то образование и  что-то знали, устраивали школы  на дому. Обучали только самому основному: читать, писать и считать. К сожалению, возможности уехать, и продолжить обучение не было, поэтому пришлось довольствоваться тем, что уже знала. Я всю жизнь мечтала поступить в  институт и выучиться на учителя младших классов, уж очень детишек любила. Помогала детям и учила их тому, что сама знала. Молодежь уезжала за Урал, в поисках лучшей жизни и надежде найти работу, как можно дальше от линии фронта.
В колхозе благосостояние людей зависело от председателя. Некоторые старались дать людям столько, сколько могут, сколько есть, чтоб народ не умер с голода. А некоторые забирали большую часть себе, оставляя народ умирать в нищете и голоде. Голод был,  причем страшный, из-за большой не урожайности. Мама моя окончила институт благородных девиц. Умела хорошо шить и рисовать. Перешивала свою старую одежду, одежду отца и брата, чтобы мы не ходили голые. Она работала в шахте во время войны, но спасали нас в основном ее умения. Мама рисовала картины, шила валенки, и ездила менять их на еду в другие села. Везде была взаимопомощь. Часто матери  не было дома, поэтому готовила я. Готовила из лебеды и сорняков  лепешки. Если повезет, принесет кто-то с поля картошку, мы ее пожарим или сварим и кушаем всей семьей. Иногда солдаты проходили и останавливались в нашем селе, делились едой, хотя сами были худющие. В основном деток подкармливали. На поле помогали, старикам и молодым. Помогали «за спасибо», ничего не просили, еще и отказывались, когда предлагали что-то взамен. Немцы к нам в колхоз не дошли.
Отец прошел с братом всю войну, и оба они  вернулись домой. После войны мать принимала участие в восстановлении  разрушенного Донбасса и шахт. Отец работал на восстановлении ГРЭСА.  После окончания войны начали ремонтировать заводы, привозить оборудование, которое вывезли за Урал. Стало намного легче с едой и продовольствием. Открывались магазины, но рынок  пользовался большей популярностью, чем магазины. Начали строить жилье.
Наша семья переехала в Новые Терны, за электростанцией, потому что отец  получил работу. Он участвовал в постройке Кураховской плотины. Нам дали квартиру в бараке.
В 1949-м году я вышла замуж. Муж мой, Николай, тоже прошел войну, закончил ее в Болгарии в 1945-м. Был офицером, старшим лейтенантом. Он воевал на II Украинском фронте. Получил множество наград и медалей, в том числе и медаль « За отвагу».
  Николай был из обеспеченной семьи. Жили они в Костянтинополе. Из-за того, что Николай был единственный ребенок в семье, его баловали. В 18 лет, в 1943 году его призвали в армию, воевал 2 года. Но избалованность на фронте пропала. Рассказывал мне Коля, что оружия почти не было у них, шли с цепями, с ножами,  просто с голыми  руками. Если убивали вооруженного солдата,  оружие забирали и шли воевать дальше. С едой было тяжело. Ели даже конину, причем сырую. В 1949 мы поженились. Свадьба была очень скромной, так как денег у нас не было. В 1951м его призвали на военные стройки, восстанавливать Донбасс. Там он прослужил до 1956 года. После этого мы уехали на Новую Ильинку. Я познакомилась с двумя из семи его двоюродных братьев. Один из них, Тихон, уехал в Америку работать переводчиком. Все они были на фронте. А их  сестра на войне была медсестрой.
К большому сожалению, я не смогла записать все события, которые происходили. Годы все-таки берут свое и многого я уже не помню». 
  Из  историй  прабабушки, многочисленных книг, рассказов, передач и фильмов,  я могу сделать вывод, что Вторая Мировая война никогда не исчезнет из нашей памяти, и  след, который она оставила не пропадет из нашей жизни. Это было тяжелое испытание для каждой семьи, для каждого человека, независимо от возраста. Мы  встречаемся с ветеранами, слушаем рассказы свидетелей тех ужасных событий, внимательно смотрим им в глаза. Как много мы видим в этих глазах! И думаем, думаем обо всем. О том, что было и что будет.  И вдруг понимаем: какое это счастье – бескрайнее и чистое небо над головой…
Спасибо им, за их мужество, отвагу, отчаянность и жизни, которые уже не вернуть. 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1.Бондаренко Софья Григорьевна , 1924 года рождения, с. Борвенково, Харьковская обл., запись сделана 14.04.2015, продолжительность беседы – 2 часа. В настоящее время проживает в г. Селидово Донецкой обл.



Немає коментарів:

Дописати коментар